О преимуществах и ответственности идти по стопам родных рассказали мать и дочь, врачи-неврологи Университетского клинического центра им. В.В. Виноградова (филиал) РУДН.
Людмила Евгеньевна Корнилова – врач-невролог, доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры алгологии и реабилитации РУДН. Стаж работы более 30 лет.
Анастасия Александровна Корнилова – врач-невролог, психиатр, кандидат медицинских наук, специалист по головным и лицевым болям. Стаж работы 6 лет.
Людмила Евгеньевна: Родиться в семье врачей – значит практически не иметь шанса выбрать другую специальность. Моя мама, врач-педиатр Мария Котерева, и папа, акушер-гинеколог Евгений Котерев, больше сорока лет посвятили медицине. Я росла в семье, где постоянно обсуждались медицинские вопросы, и дети, внуки автоматически включались в эту среду.
Анастасия Александровна: Такое ощущение, будто не ты выбираешь профессию, а профессия проникает в тебя. Раньше ремесло передавалось по наследству. И у меня точно не было вариантов: с детства я проводила много времени в коллективе врачей не только дома, но и на работе родителей. Врачебный труд – это колоссальное посвящение себя профессии.
– Близкие предупреждали, что врач – дело трудное?
Людмила Евгеньевна: Конечно. Для папы не существовало ни праздников, ни выходных. Наш стандартный Новый год начинался со звонка, что кто-то рожает. Отец убегал в больницу и возвращался частенько под утро. Однажды он сказал: «Если ты поставил капельницу пациентке, сиди и жди, когда закончится». Отец всегда доводил дело до конца. И мама очень ответственно относилась к пациентам; до сих пор они звонят, поздравляют с праздниками и спрашивают совета. То, что я стану врачом, вопроса не стояло, вопрос был только в выборе специальности.
– Что для вас профессия?
Людмила Евгеньевна: Неврология – возможность помогать людям с болевыми синдромами. Работа связана и с наукой, возможностью передать опыт другим врачам.
Анастасия Александровна: Выбор профессии – как второе рождение, как способ сохранить психическое здоровье, получать удовольствие и черпать ресурс, чтобы помогать другим. Ведь чтобы напиться из колодца, этот колодец должен быть чем-то наполнен. Только на 4 курсе, когда начался курс неврологии, я вдруг поняла: «Вот оно!» Повезло учиться на кафедре, где училась мама и многие профессора.
– На что вы опираетесь в лечении пациентов?
Людмила Евгеньевна: Основной метод – уникальная авторская методика внутрикостной терапии, приоритетно российская, которая 7 февраля получила премию Всероссийского конкурса общественного признания. Этот метод помогает воздействовать на причину заболевания, а не на следствие. Еще я опираюсь на коммуникацию с пациентом: не только врач должен вылечить, но и пациент должен хотеть вылечиться.
– Когда вы поняли, что Анастасия не просто ваш ребенок, но и профессионал?
Людмила Евгеньевна: Почувствовала гордость и то, что мы на равных в профессии, когда присутствовала на защите её кандидатской диссертации в Научном центре неврологии. Слушала доклад, понимая, какой труд был вложен. Второе прозрение случилось, когда она пришла в клинику и открыла новые перспективы, расширив наши фармакологические возможности и продвинув методику внутрикостной терапии. Чувствую надежное плечо. Приятно, когда пациенты выходят от Анастасии, заходят ко мне и говорят: «Спасибо, что у вас такая дочь!» Теперь у меня добавилось еще одно звание: «Мама Анастасии Александровны, специалиста в своей области».
Анастасия Александровна: Ощущаю гордость за то, как работает мама, как пациенты с благодарностью смотрят на результаты её труда. Хочется достигать вершин, расширять возможности клиники и спектр помощи пациентам.